Для расчета стоимости ОСАГО используется корректирующий коэффициент «бонус-малус». Он позволяет покупателям страховки изрядно экономить, получая скидку 5–50% от возможной стоимости страховки. Именно такую информацию знает большинство собственников ТС. Но мало кто из них догадывается, что «бонус-малус» еще может и увеличить цену, что не совсем хорошо для субъекта. Ведь все зависит от класса самого водителя и количества наступивших страховых случаев. Значение указанного коэффициента представлено в таблице.
Класс | КБМ | Подорожание – Скидка |
Количество страховых случаев (выплат), произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
Класс, который будет присвоен | |||||||
M | 2,45 | 145% | 0 | M | M | M | M |
0 | 2,3 | 130% | 1 | M | M | M | M |
1 | 1,55 | 55% | 2 | M | M | M | M |
2 | 1,4 | 40% | 3 | 1 | M | M | M |
3 | 1 | нет | 4 | 1 | M | M | M |
4 | 0,95 | 5% | 5 | 2 | 1 | M | M |
5 | 0,9 | 10% | 6 | 3 | 1 | M | M |
6 | 0,85 | 15% | 7 | 4 | 2 | M | M |
7 | 0,8 | 20% | 8 | 4 | 2 | M | M |
8 | 0,75 | 25% | 9 | 5 | 2 | M | M |
9 | 0,7 | 30% | 10 | 5 | 2 | 1 | M |
10 | 0,65 | 35% | 11 | 6 | 3 | 1 | M |
11 | 0,6 | 40% | 12 | 6 | 3 | 1 | M |
12 | 0,55 | 45% | 13 | 6 | 3 | 1 | M |
13 | 0,5 | 50% | 13 | 7 | 3 | 1 | M |
И далее поговорим о том, как правильно использовать представленные сведения.
Как видно из представленной таблицы, то она разделена на несколько разделов:
- в первом столбике указывается класс водителя. Он проставляется на момент оформления страховки. Если субъект до указанного времени еще никогда не был застрахованным лицом и не управлял ТС, то он получает автоматически 3 класс водителя. Это является неким базисом, от которого стартуют все остальные значения;
- во втором столбике уже указывается само значение показателя, присвоенное водителю на момент обращения к страховщику;
- третий столбик предназначен для непосредственного определения величины скидки или удорожания полиса. Как видно из столбца, то максимальная скидка достигает 50%, а удорожание может составить 45%.
Трудно ли пользоваться таблицей?
Абсолютно нет. Воспользоваться представленной таблицей может каждый субъект самостоятельно. Главное для этого – знать искомые данные: первоначальный класс, который был на момент обращения в компанию, и сколько дорожно-транспортных происшествий произошло в течение срока, на который был подписан договор страхования. Вот и все. Никакие другие данные не нужны. Правда трудность заключается в другом: изначально субъект может определить количество наступивших страховых случаев, а вот узнать свой класс немного сложнее. Не все его помнят наизусть.
Но и здесь все просто. Есть онлайн ресурс, где можно осуществить проверку дистанционно. Субъекту достаточно ввести свои паспортные данные – ФИО, дату рождения, а также номер водительского удостоверения. За несколько секунд система предоставит ответ.
Если же человек не желает или не хочет пользоваться онлайн сервисом, то он может обратиться за помощью и к своему страховщику. Обращаться лучше в ту организацию, которая продавала полис ОСАГО. При себе нужно иметь паспорт, сам полис и водительское удостоверение. Других бумаг страховщик не запрашивает. Проверка проводится за несколько минут.
Когда два первоначальных параметра будут известны, то можно пользоваться таблицей. Субъекту нужно в первом столбце выбрать тот класс, который ему соответствовал при оформлении полиса. Потом в столбцах с количеством наступивших случаев выбрать пересечение выбранного столбца и строки. Это и будет КБМ на следующую покупку автогражданки.
Некоторые варианты расчета КБМ
Давайте подтвердим знания пользования таблицей и рассмотрим парочку примеров.
Пример 1.
У гражданина Иваненко Петра был на момент покупки полиса 9 класс вождения. Соответственно, его КБМ равен был 0,7, а размер скидки составил 30%. По итогу отчетного периода Иваненко П. было совершено три аварии, признанные страховыми случаями. По итогу такого года данному водителю изменен класс вождения с 9 на 1. И, как видно, скидки вообще не будет предоставлено. Теперь Иваненко будет платить даже на 40% больше, чем базовая стоимость страховки.
Пример 2
Например, если бы тот же Иваненко Петр обратился в организацию с 9 классом и оформил страховку, то его КБМ был равен бы 0,7. Все, как и в предыдущем примере. Но в течение года, пока действовал полис страхования, он не допустил ни единой аварии. В таком случае, его класс вырос с 9 на 10, а КБМ был уже равен не 0,7, а 0,65. Скидка возросла с 30 до 35%.
В полисе несколько лиц, допущенных к управлению: что с КБМ
Если в страховке указан один субъект, который будет управлять автомобилем, то все просто. Его же коэффициент и учитывается при расчете страховки. Но может быть и иная ситуация: к управлению одновременно может быть допущено несколько лиц. Как же тогда проводится расчет, чей КБМ считается ориентиром для определения стоимости? Если полис неограниченного действия, то тогда ориентиром является собственник машины. Именно по нем определяется коэффициент и проводиться расчет в таблице.
Но здесь важно знать: скидка на страховку может быть применима только в рамках одного автомобиля. Если происходит смена транспортного средства, то тогда и изменяется и значение показателя. Например, уже более 10 лет Вы является примерным водителем и собственником машины Opel. После продажи авто и покупки новой машины марки Skoda водителем получен обнуленный коэффициент и базовый класс – 3. Поэтому покупка нового автомобиля всегда с точки зрения страховки не очень выгодная для собственников. Историю вождения придется подтверждать заново.